«А кто имеет достаток в мире,
но, видя брата своего в нужде,
затворяет от него сердце свое,
— как пребывает в том любовь Божия?»
(1Ин.3,17).
Это случилось вскоре после Великой Отечественной войны в городе Пенза. В холодный январский вечер бабушка и внучка, тепло укутанные в пуховые платки, повязанные крест накрест поверх верней одежды, медленно пробирались по заснеженным улицам города. Бабушка получила по карточкам пайку и радостная шла с маленькой внучкой домой, думая о том, как замечательно они встретят праздник: Попьют горячую воду с сахарином и попробуют ароматного хлеба. Нужно сказать, что в те голодные годы хлеб выдавался по карточкам, и не целыми батонами, как можно купить сейчас в магазине, а небольшими кусочками, а вместо сахара выдавали сахарин. Не всем и всегда хватало и этих кусочков хлеба, поэтому бабушка и радовалась, что смогла перед праздником получить пайку хлеба. (Суточный паёк хлеба – 250 гр.)
Бабушка прижимала к груди паёк хлеба, который все еще хранил печное тепло и аромат. Они шли, ничего не замечая вокруг, бабушка думала о предстоящем празднике, а внучка следила за валенками, которые то и дело утопали в сугробах, и могли там и остаться.
Когда бабушка сказала:
– Ну, слава Богу, отоварили карточки, теперь встретим Рождество!
Вот и праздник будет. Господь нас не оставляет!
Маленькая девочка насторожилась, она никогда раньше не слышала о таком празднике. Когда она спросила, что это за праздник такой. Бабушка остановилась, чтобы поправить пуховый платок и коротко ответила: «Вырастешь, узнаешь, не приставай!» ( В то время говорить о Боге было опасно, многие храмы были закрыты, но вера жила в сердцах людей.)
Девочка немного задумалась, ей было не понятно, почему бабушка не захотела ответить на её вопрос. Внезапно она услышала хриплый голос. А когда подняла глаза, то увидела, что они остановились недалеко от колючей проволоки, ограждающей бараки, где жили немецкие военнопленные солдаты. Пленные немцы долбили лёд, а один – самый высокий и худой подошёл к проволочному забору, просунул ладонь и жалобно произнёс что-то хриплым голосом. Девочка понимала, что это враг, но он теперь не страшен. В её груди родилось непривычное ей чувство злости к этому человеку, ведь такие как он убили многих её родственников. Она с презрением посмотрела на его коричневую ладонь. А бабушка, её любимая бабушка, вдруг положила на эту отвратительную ладонь их кусочек хлеба, о котором она всю дорогу мечтала. Девочка даже ахнуть не успела, как немец стал жадно поедать их мечту. Когда девочка опомнилась, она закричала: "Бабушка, что ты наделала? Он убил нашу Маню! Дяди Валентина танк поджег! А кто подбил дяди Женин самолет?!"
Испуганно оглядываясь по сторонам, бабушка пыталась закрыть ладонями кричащий рот внучки. Потом схватила её в охапку и потащила прочь, подальше от беды. Внучка вырвалась и продолжала кричать. А бабушка лишь оправдывалась: «Внучечка моя, успокойся! Может, это не он. Пожалей его, он кушать просит. А Рождество для всех одно. Грех не дать! Господь милостив, нас не оставит!»
Бабушка преподала в тот вечер урок милосердия своей внучке.
Прошло много лет, внучка уже выросла, в конце 20 века, когда началось восстановление Марфо-Мариинской обители в Москве, ей суждено было стать первой начальницей возрожденной обители. Наступило время, когда монахине Елизавете (Крючковой) самой пришлось преподать урок милосердия.
Урок милосердия
Основательница обители - великая княгиня Елизавета Федоровна (святая преподобномученица Елизавета) после трагической гибели мужа продала все свои драгоценности, и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу, где и расположилась Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Монахини Обители оказывали благотворительную помощь всем нуждающимся людям. В апреле 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была арестована, а обитель продолжила свою деятельность до 1926 года, после чего была закрыта. В 1992 году здания Марфо-Мариинской обители были переданы Московской Патриархии.
Не легко было монахиням обители Милосердия, здания ещё нужно было ремонтировать, первое время не было света и отопления. Приведём отрывок из воспоминаний монахини Елизаветы (Крючковой): «Это случилось в первые месяцы после открытия Марфо-Мариинской обители. Только что удалось войти в ее стены, освободить третий корпус и поселиться там... Мы оказались в темноте и холоде. Был канун Рождества, строгий пост. После всенощной мы с сестрами отправились в трапезную попить чайку, чтобы согреться. Неверное, пламя свечи освещало стол, сестер, укутанных – кто во что горазд, чашки и буханку хлеба – одну на всех. В то время мы жили скудно. Уже собирались разделить хлеб, как вдруг в дверь постучали.
– Аминь, – откликнулись разом. В проеме возник промерзший бомж. (Человек, у которого не было работы, и которому негде было жить.)
– Сестры, хлебушка не дадите? – спросил он и добавил: – Давно не ел... Пожалуйста, не откажите.
А сам все смотрел и смотрел на хлеб.
В памяти шевельнулось прошлое... Сердце болезненно заныло, и я как бы воочию увидела коричневую, словно клешня, руку... Я схватила буханку и протянула ее незваному гостю. Он тут же ушел. Почти убежал. Сестры опомнились, и стали меня упрекать: мол, надо было кусочек отрезать, не все же отдавать – слишком жирно!
И тогда я рассказала историю, с которой вы уже знакомы. А в конце добавила: « Не печальтесь, дорогие мои, Господь нас не оставит. Елизавета Федоровна не даст нам пропасть. Она тут хозяйка и не допустит беды.
Не успела я договорить последнюю фразу, как в дверь снова постучали. Все напряглись. В проеме возникли новые лица. На этот раз незваные гости были хорошо одеты.
– Скажите, где сестры обители? – спросили они.
– Это мы...
– А мы вам пожертвования привезли. Там много всего. Покажите, куда разгрузить.
Сестры молча переглянулись. И вот вдоль стен стали вырастать ящики с тушенкой и рисом. Ящикам не было конца. Затем последовали бесчисленные коробки с кексами, зефиром, другими сладостями.
– Кто вы, за кого помолиться? – спросили мы у незнакомцев.
– Не надо, Господь все знает.
Рождество выдалось замечательным. Служба была торжественной и радостной.
Потом пошли пить чай. За праздничным столом уместились все – и сестры обители, и прихожане. Более ста человек. Наши скромные прихожане, позабывшие, как выглядят многие сладости, радовались, словно дети. И мы радовались вместе с ними. Потом больше чем полгода мы подкармливали бомжей консервами. Среди бомжей оказались хорошие специалисты, которые наладили нам отопление, сантехнику, собрали мебель, повесили люстры». Немножко отъевшись, набравшись силенок, они со временем устроились, кто куда, на работу и устроили свои судьбы. Все до единого! Вот так все было".
Воспоминания монахини Елизаветы (Крючковой), первой начальницы возрожденной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве были опубликованы в журнале "БЕСЕДКА" №1-2(516-517)2010
Хочется привести несколько цитат о милосердии
«Принуждай себя к милосердию, к добру к ближним, нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь». (Преподобный Алексий (Соловьев))
«Когда творишь милостыню, не смотри на лицо того, кому ее даешь, хороший ли он человек или плохой. Ты, когда можешь, давай без исследования. Милостыня изглаждает множество грехов». (Старец Иероним (Апостолидис))
«Рука ваша да будет всегда открыта... Не обижайте никого... Молитва и милость идут вместе...
Пусть не прельщают вас ни богатство, ни слава, но всегда ходите праведно. То, что вы приобрели честно, не расточайте бесцельно. Живите честно и смирно. Сколько можете, простирайте руку вашу на милость... Стучите в двери бедных, болящих сирот. Более же предпочитайте дома скорбящих, нежели дома радующихся. Если делаете добрые дела, будете иметь великую награду от Бога. Удостоитесь видеть чудеса, и в иной жизни будете иметь бесконечное веселие...
Молитва без милости мертва... Творите милостыню вдовам и сиротам. Милостыня и молитва идут рука об руку». (Блаженный старец Георгий (Карслидис))
«Что отдал, то приобрёл; Что удержал, то потерял! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» (Старец Никита (Лехан))
«Ничего у нас нет своего, только грехи, не нужно ничего копить, а спасаться, раздавая. Спасайтесь милостыней. Милостыня покрывает множество грехов - и своих, и тех, за кого просишь...» (Схимонахиня Нила (Новикова))
Если вы хотите почувствовать себя настоящим, добрым, сказочным Дедом Морозом. Капля любви, которой Вы поделитесь с другим человеком станет для него, возможно, самой большой радостью за последние несколько лет!
В обители Милосердия собирают подарки для всех нуждающихся. Зайдите на сайт http://dari.miloserdie.ru/
Телефон: (495) 972-97-02
Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка, д.34, Марфо-Мариинская обитель милосердия
Далее - пройти вдоль храма (он будет по левую руку) и повернуть в калитку направо, двигаться вдоль гаражных ворот до двери с табличкой "Пункт Приема Подарков" или спрашивайте охрану.
|